psych_logo

О Психодраме

Психодра́ма — направление психотерапии, способствующее разрешению личностных проблем посредством особым образом организованного театрализованного действия.

Что такое Психодрама

В переводе с греческого «психодрама» означает «действие души» (psyche – душа и drama – действие). Это один из первых психотерапевтических методов, возникший в 20-х годах 20 века, и первый метод групповой психотерапии. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».


Элементы психодрамы можно с успехом включать в индивидуальную терапию и консультирование (подтверждение тому — известная в психодраме техника «пустого стула», успешно применяемая в гештальт-терапии).


Психодрама очень эффективна, метод по праву считается крайне бережным по отношению к клиенту и широко применяется в психологическом консультировании, индивидуальной, групповой и семейной терапии, бизнес-консультировании, педагогике и медицине (известна и описана работа с пациентами психотического уровня — драма галлюцинаций), политике, искусстве и других областях.


Психодраму также можно определить как «терапию действием», что проявляется в том, что  в основе метода лежит движение. Девиз психодраматистов: «Не расскажи, а покажи». Именно действие позволяет быстро продвинуться за пределы того, что человек о себе уже знает, и действие оказывается в каком-то смысле «правдивее» слов. Человек может изложить проблему красиво или некрасиво, но когда он начинает действовать, то могут происходить настоящие чудеса.


Во время психодраматической работы участники погружаются не только в собственные чувства и мысли, но также могут «входить в роли» других значимых для них персон: близких, коллег, родственников, предков и других. Этот процесс не является мистическим, он отражает личный опыт восприятия людей и событий. Одним из главных достоинств метода является возможность непосредственно, в конкретной ситуации посмотреть на себя «глазами других», это помогает понять собственные реакции и реакции людей, мотивы их действий и слов, переживания.


Еще одной уникальной способностью психодрамы является возможность посмотреть на трудную ситуацию со стороны, увидеть происходящее целиком, что само по себе имеет мощный терапевтический эффект. Анализ, возможность в рамках работы внести изменения и сразу попробовать их на практике в безопасном пространстве группы делает психодраму, безусловно, уникальным методом обучения и формирования навыков психотерапевтической работы.

 

Виды и формы Психодрамы

По фокусу:

 

→ Психодрама, центрированная на протагонисте или на индивиде: концентрируется на протагонисте, который с помощью группы и директора, изображает реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Ее также можно назвать «раскрывающей», так как в процессе действия вытесненные события из жизни протагониста быстро достигают уровня переживания и осознания, обогащает его новым опытом, новыми возможностями.

 

 Психодрама, центрированная на теме: концентрируется на общей для группы теме или (в индивидуальной работе) на теме, заданную клиентом изначально (например, 5 сессий на тему отношений с мамой в рамках сертификационных требований). Ее функции:

  • разогревает группу для глубокой и слаженной работы,
  • помогает выявить протагониста,
  • выявляет групповую динамику,
  • тренирует навыки психодраматической работы,
  • создает равновесие между обсуждением в группе, теме и человеке,
  • исследует определенные темы (мифы, сказки, работа с будущим и т.д.).

 

 Психодрама, направленная на группу: один из вариантов психодрамы, центрированная на протагонисте, терапевтическая работа с проблемой, затрагивающая всех членов группы (группы супружеских пар, группы Анонимных Алкоголиков и т.д.). Все участники группы получают возможность для идентификаций, отождествлением с ситуацией, протагонистом, вспомогательными «Я», которые детально обсуждаются во время шеринга. Также такой вариант дает участникам новое углубленное понимание проблематики темы, которая затрагивает каждого.

 

 Психодрама, центрированная на группе: сосредотачивается на эмоциональных отношениях участников группы друг с другом и возникающих общих проблемах , вытекающих из этих отношений. Этот вид психодрамы занимается проблемами группы и является одной из форм диагностики и разрешения групповых конфликтов.

По составу участников:

 

→ Групповая или классическая: групповой опыт, психодрама, сделанная «в группе, с помощью группы, вместе в группой и для группы» (А. Шутценбергер), происходит при наличии и участии аудитории, состоящей из людей того же статуса или состояния, как у тех кто играет в действии. Запрос протагониста должен соответствовать запросу группы.

 

→ Индивидуальная: в ней отсутствует группа, клиент работает с терапевтом индивидуально, в группе один на один или с помощью групповой команды. По мнению Шутценбергер она представляет собой исключение из правил, отдельной формой групповой психодрамы. Морено считал эту форму вспомогательной, временной, закрытой психодраматической процедурой, после которой клиент возвращается в группу.  Ее варианты: 

  • индивидуальная по Морено – происходит с помощью 2-х терапевтов, один из которых исполняет роль дубля протагониста; 
  • монодрама; 
  • аутодрама; 
  • индивидуальная психодрама в группе.

 

→ Психодрама без ведущего: группа организуется сама в присутствии наблюдателя или без него, близка к группам без лидера по К. Роджерсу.

По целям:

    

  Диагностическая; 

 

  Терапевтическая;

 

  Обучающая психодраме;

 

  Эстетическая (по Морено): протагонист пытается достичь «чувства удовлетворения» от того, как он исполняет разные роли;

 

  Воспитательная: тренинг новых ролей, навыков.

По количеству сцен:

 

Полная психодрама, состоящая из нескольких сцен, начиная с диагностики проблемы до полного ее разрешения

 

Виньетка: психодрама из одной сцены.

По проявлению спонтанности:

 

→ Абсолютно спонтанная, не подготовленная заранее;

 

→ Подготовленная заранее (заранее обдуманная тема, спланированная работа конкретного участника и т.д.);

 

→ Повторенная: повторение психодрамы для анализа и супервизии.

По сочетанию с другими методами:

 

→ Аналитическая;

 

→ Экзистенциальная, в том числе аксиодрама;

 

→ Семейная;

 

→ Транзактная;

 

→ Арт-психодрама: танец, песня.

По способу проведения:

 

→ Импровизационная игра (Г. Лёйтц): импровизация без заранее определенных ролей, ситуаций, развертывается сама по себе. Один из участников идет на сцену и начинает играть, остальные к нему присоединяются. Цели: разогрев, социометрия, раскрытие групповой динамики, развитие спонтанности.

 

→ Ролевая игра (Морено): педагогическая ролевая игра, ролевой тренинг.

Цель – обучение определенному ролевому поведению, способ раскрытия различных частей личности через попытку проигрывания новой роли; клинические ролевые игры – вариант работы с пациентами (наркология психиатрия и прочее).
Технические приемы, позволяющие достичь эмоционального вовлечения (Келлерман): детализация, присутствие в «здесь и сейчас».

 

→ Ситуационная игра: метод социального тренинга, цель которого не только диагностика и адекватное ролевое поведение, но и тренинг поведения в затруднительных ситуациях.

 

→ Социодрама: «socius» (окружающие) и «drama» (действие), дословно переводится, как действие с окружающими людьми, задумывалась Морено, как способ разрешения коллективных, культурных, этнических конфликтов. Он выделял 2 вклада социодрамы в изменение общественных отношений: исследовательская ценность и ее способность излечить и принять решение с помощью общего катарсиса. Субъектом социодрамы является группа. Темой — групповая проблема. Целью — обучение плюс действия, направленные на творческие (креативные) социальные изменения за пределами классной комнаты. И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов.