Психодра́ма — направление психотерапии, способствующее разрешению личностных проблем посредством особым образом организованного театрализованного действия.
В переводе с греческого «психодрама» означает «действие души» (psyche – душа и drama – действие). Это один из первых психотерапевтических методов, возникший в 20-х годах 20 века, и первый метод групповой психотерапии. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».
Элементы психодрамы можно с успехом включать в индивидуальную терапию и консультирование (подтверждение тому — известная в психодраме техника «пустого стула», успешно применяемая в гештальт-терапии).
Психодрама очень эффективна, метод по праву считается крайне бережным по отношению к клиенту и широко применяется в психологическом консультировании, индивидуальной, групповой и семейной терапии, бизнес-консультировании, педагогике и медицине (известна и описана работа с пациентами психотического уровня — драма галлюцинаций), политике, искусстве и других областях.
Психодраму также можно определить как «терапию действием», что проявляется в том, что в основе метода лежит движение. Девиз психодраматистов: «Не расскажи, а покажи». Именно действие позволяет быстро продвинуться за пределы того, что человек о себе уже знает, и действие оказывается в каком-то смысле «правдивее» слов. Человек может изложить проблему красиво или некрасиво, но когда он начинает действовать, то могут происходить настоящие чудеса.
Во время психодраматической работы участники погружаются не только в собственные чувства и мысли, но также могут «входить в роли» других значимых для них персон: близких, коллег, родственников, предков и других. Этот процесс не является мистическим, он отражает личный опыт восприятия людей и событий. Одним из главных достоинств метода является возможность непосредственно, в конкретной ситуации посмотреть на себя «глазами других», это помогает понять собственные реакции и реакции людей, мотивы их действий и слов, переживания.
Еще одной уникальной способностью психодрамы является возможность посмотреть на трудную ситуацию со стороны, увидеть происходящее целиком, что само по себе имеет мощный терапевтический эффект. Анализ, возможность в рамках работы внести изменения и сразу попробовать их на практике в безопасном пространстве группы делает психодраму, безусловно, уникальным методом обучения и формирования навыков психотерапевтической работы.
По фокусу:
→ Психодрама, центрированная на протагонисте или на индивиде: концентрируется на протагонисте, который с помощью группы и директора, изображает реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Ее также можно назвать «раскрывающей», так как в процессе действия вытесненные события из жизни протагониста быстро достигают уровня переживания и осознания, обогащает его новым опытом, новыми возможностями.
→ Психодрама, центрированная на теме: концентрируется на общей для группы теме или (в индивидуальной работе) на теме, заданную клиентом изначально (например, 5 сессий на тему отношений с мамой в рамках сертификационных требований). Ее функции:
→ Психодрама, направленная на группу: один из вариантов психодрамы, центрированная на протагонисте, терапевтическая работа с проблемой, затрагивающая всех членов группы (группы супружеских пар, группы Анонимных Алкоголиков и т.д.). Все участники группы получают возможность для идентификаций, отождествлением с ситуацией, протагонистом, вспомогательными «Я», которые детально обсуждаются во время шеринга. Также такой вариант дает участникам новое углубленное понимание проблематики темы, которая затрагивает каждого.
→ Психодрама, центрированная на группе: сосредотачивается на эмоциональных отношениях участников группы друг с другом и возникающих общих проблемах , вытекающих из этих отношений. Этот вид психодрамы занимается проблемами группы и является одной из форм диагностики и разрешения групповых конфликтов.
По составу участников:
→ Групповая или классическая: групповой опыт, психодрама, сделанная «в группе, с помощью группы, вместе в группой и для группы» (А. Шутценбергер), происходит при наличии и участии аудитории, состоящей из людей того же статуса или состояния, как у тех кто играет в действии. Запрос протагониста должен соответствовать запросу группы.
→ Индивидуальная: в ней отсутствует группа, клиент работает с терапевтом индивидуально, в группе один на один или с помощью групповой команды. По мнению Шутценбергер она представляет собой исключение из правил, отдельной формой групповой психодрамы. Морено считал эту форму вспомогательной, временной, закрытой психодраматической процедурой, после которой клиент возвращается в группу. Ее варианты:
→ Психодрама без ведущего: группа организуется сама в присутствии наблюдателя или без него, близка к группам без лидера по К. Роджерсу.
По целям:
→ Диагностическая;
→ Терапевтическая;
→ Обучающая психодраме;
→ Эстетическая (по Морено): протагонист пытается достичь «чувства удовлетворения» от того, как он исполняет разные роли;
→ Воспитательная: тренинг новых ролей, навыков.
По количеству сцен:
→ Полная психодрама, состоящая из нескольких сцен, начиная с диагностики проблемы до полного ее разрешения;
→ Виньетка: психодрама из одной сцены.
По проявлению спонтанности:
→ Абсолютно спонтанная, не подготовленная заранее;
→ Подготовленная заранее (заранее обдуманная тема, спланированная работа конкретного участника и т.д.);
→ Повторенная: повторение психодрамы для анализа и супервизии.
По сочетанию с другими методами:
→ Аналитическая;
→ Экзистенциальная, в том числе аксиодрама;
→ Семейная;
→ Транзактная;
→ Арт-психодрама: танец, песня.
По способу проведения:
→ Импровизационная игра (Г. Лёйтц): импровизация без заранее определенных ролей, ситуаций, развертывается сама по себе. Один из участников идет на сцену и начинает играть, остальные к нему присоединяются. Цели: разогрев, социометрия, раскрытие групповой динамики, развитие спонтанности.
→ Ролевая игра (Морено): педагогическая ролевая игра, ролевой тренинг.
Цель – обучение определенному ролевому поведению, способ раскрытия различных частей личности через попытку проигрывания новой роли; клинические ролевые игры – вариант работы с пациентами (наркология психиатрия и прочее).
Технические приемы, позволяющие достичь эмоционального вовлечения (Келлерман): детализация, присутствие в «здесь и сейчас».
→ Ситуационная игра: метод социального тренинга, цель которого не только диагностика и адекватное ролевое поведение, но и тренинг поведения в затруднительных ситуациях.
→ Социодрама: «socius» (окружающие) и «drama» (действие), дословно переводится, как действие с окружающими людьми, задумывалась Морено, как способ разрешения коллективных, культурных, этнических конфликтов. Он выделял 2 вклада социодрамы в изменение общественных отношений: исследовательская ценность и ее способность излечить и принять решение с помощью общего катарсиса. Субъектом социодрамы является группа. Темой — групповая проблема. Целью — обучение плюс действия, направленные на творческие (креативные) социальные изменения за пределами классной комнаты. И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов.